Как определить потенциал рынка для любого продукта или услуги?
Каждый раз, когда мы запускаем новый продукт или услугу, мы думаем, достаточно ли у него рыночного потенциала? Ведь известно, что прежде чем запускать продукт или услугу — нужно рассчитать потенциал рынка. Эта статья содержит 5 основных факторов, которые помогут вам понять, есть ли у вас хороший потенциал на рынке.
Проще говоря, рыночный потенциал — это совокупный спрос на продукт в бизнесе. Конечно, определить реальные данные очень сложно, поэтому нужно использовать различные техники, которые помогут Вам в этом нелегком деле 🙂
Представляю Вашему вниманию 5 таких техник.
1) Размер рынка

Первым и наиболее важным фактором, который следует учитывать при определении потенциала рынка, является общий размер рынка вашего будущего продукта. Размер рынка — это общий рыночный потенциал продаж всех вместе взятых компаний. Например, если я планировал запустить очередную CRM-систему, то такие проекты как Битрикс24 или AMOCRM, являются моими конкурентами. И их совместные продажи — это мой полный объем рынка.
Если Вы будете смотреть на уровень потребительского спроса, размер рынка, как правило, будет огромен. Сотни тысяч, или даже миллионы потенциальных покупателей. Поэтому проще для начала посмотреть общее количество представленных на рынке компаний и оценить их объемы продаж.
Самый простой способ определить размер рынка — обратиться к специальным исследовательскими агентствами, или взять уже готовые исследования, например вот тут или вот тут. Определение размера рынка является первым шагом для определения потенциала рынка.
Кроме того, Вы можете самостоятельно оценить рыночный потенциал при помощи анализа данных, взятых из открытых источников, например — отсюда.
2) Темпы роста рынка

Рынок ПК по сравнению с рынком ноутбуков или смартфонов сокращается. Так что, если Вы собираетесь производить ПК, вы должны знать, что вы выходите на убывающий рынок. Вместо этого, если у вас есть возможность, почему бы не выйти на рынок ноутбуков или смартфонов?
Текущие тенденции в отрасли важны, поскольку они могут предсказать будущее вашего проекта. Первоначально книги были в моде, но теперь их заменили электронные книги, и вряд ли нужны делать упор на бумажные носители (хотя люди все еще любят их читать).
Когда вы изучаете рост рынка, вы должны понимать различие между расширениями продуктовой линейки и совершенно новыми продуктами. Например, компания Samsung выпускает телефоны модели Galaxy. Естественно, каждый раз, когда будет выпущена новая модель Samsung Galaxy, она будет продаваться на рынке. Но будет ли эта модель продаваться теми же темпами, что и первая выпущенная на рынок Galaxy? Таким образом, темпы роста рынка субъективны и зависят от типа продукта, который вы собираетесь запустить.
Темпы роста рынка можно определить, проверив данные за последние 5 лет отрасли, в которой вы планируете запускаться. Многие онлайн-сервисы предоставляют такие данные. Даже обычные СМИ часто анализируют, какие отрасли растут и в каком процентном отношении. Например сегодня, если идти в электронную коммерцию, это, вероятнее всего, будет хороший выбор выбор, потому что индустрия стремительно растет. Однако через 10 лет может быть изобретена новая технология, которая сделает покупки в через интернет устаревшими.
3) Рентабельность

Возвращаясь к примеру электронной коммерции, многие компании по разному относятся к этому рынку. Некоторые говорят, что он огромен и рыночный потенциал большой. Другие же говорят, что они понесли огромные потери из-за упаковки, логистики и конкуренции с китайскими монстрами (особенно когда дело касается больших стран). Как ни странно, обе этих позиции — верны.
Определение и прогноз вашей прибыльности очень важны для понимания потенциала рынка. Если бизнес будет приносить низкую доходность, то объемы должны быть высокими, а если бизнес будет давать низкие объемы, тогда прибыль должна быть как можно выше.
Для определения потенциала рынка можно использовать четыре основных метрики:
- ROI — возврат инвестиций
- ROS — Рентабельность продаж
- РОНА — Рентабельность чистых активов
- ROCE — Доход на вложенный капитал
Используя любые из вышеперечисленных метрик, можно рассчитать потенциальную прибыльность и определить, насколько доходной будет отрасль в целом или конкретный продукт.
4) Конкуренция

Вам необходимо знать и понимать конкуренцию в отрасли, чтобы определить рыночный потенциал для продукта, который вы собираетесь выпустить. Если в отрасли высока конкуренция, вход на рынок будет стоить дорого, а уж для того чтобы закрепиться на рынке — могут понадобится целые состояния. Возможно, на первом этапе придется даже демпинговать или продавать товар по себестоимости. Естественно необходимо, чтобы у вас было достаточно денег, чтобы держаться на рынке, пока конкуренция не спадет.
Именно это происходит, когда ведущие бренды входят в отрасли, где доминируют мелкие игроки. Например, когда в небольшом городке с нишевыми магазинами открывается огромный сетевой гипермаркет. Это не означает, что малые предприятия скоро прекратят свое существование, просто они используют другие стратегии для привлечения клиентов в свой бизнес — эксклюзивное обслуживание, различные бонусы постоянным клиентам и т.д.
Когда конкуренция низкая, осведомленность о рынке также будет низкой. Например, мало кто знает название бренда, который выпускает бетонодробильные ковши. Таким образом, ваш конкурент в равной степени может повлиять на потенциального покупателя, как и вы. С точки зрения пользователя — различия будет минимальными, поскольку компании не видят смысла активно вкладывать в свои уникальные торговые предложения. Но есть тонкость — компании, которые на таком рынке на самом деле выделяются, чаще всего доминируют.
Определение рыночного потенциала требует, чтобы вы понимали рыночное положение различных конкурентов, а также, чтобы у вас был проработан план действий, как бороться с этими конкурентами, когда придет время.
5) Тип продукта и потребителя

Будут ли Ваш продукт покупать регулярно, или это единоразовая покупка? Например, кофе и чай являются продуктом повторной покупки. Но если Вы покупаете стиральную машинку, вряд ли Вам понадобится еще одна в ближайшие десять лет. Т.е. за всю вашу жизнь вы купите не такое большое количество стиральных машинок, а вот кофе или чая Вы купите несколько десятков упаковок в течение всего лишь одного года. Умножьте это количество на население страны, в которой планируете продавать, и вы поймете потенциал рынка.
Компании часто ускоряют процесс потребления как не слишком честными методами (искусственное устаревание), так и при помощи рекламных и дизайнерских методов (делают пошире горлышко у тюбика зубной пасты, чтобы выдавливалось как можно больше, активно рассказывают в рекламных кампаниях, что надо чистить зубы дважды в день и т.д.).
Вышеуказанные 5 факторов дадут вам очень хорошее представление о рыночном потенциале вашего продукта, независимо от того, работаете ли вы на рынке или вы собираетесь выпустить новый продукт.
Обратите внимание, что все вышеперечисленное не относится к инновационным продуктам, потому что размер рынка и их темпы роста чаще всего заранее неизвестны, а строятся на гипотезах.
Пример определения рыночного потенциала
Допустим, Вы хотите запустить итальянский ресторан.
- Размер рынка
В ближайшем окружении живут 40 тысяч человек. После некоторых исследований мы выяснили, что большая часть из них — молодые люди. - Рост рынка.
Поскольку в районе строятся несколько новых жилых комплексов, рынок будет расти, а не сокращаться. - Рентабельность
Проанализировав цены конкурентов, становится очевидно, что в случае запуска можно расчитывать на хорошую прибыль. - Конкуренция
В районе уже есть хороший итальянский ресторан. Но Вы считаете, что Ваш повар лучше и опытнее, чем у конкурента, поэтому блюда в Вашем ресторане будут вкуснее и привлекательнее. - Тип клиента
Будет много повторных продаж, потому что клиенты, которым нравится моя еда, с большей вероятностью будут приходить снова и снова.
Итак, с помощью приведенного выше анализа я могу с уверенностью сказать, что потенциал рынка существует и открывать новый ресторан определенно стоит.
По аналогии Вы можете выполнить анализ вашего продукта или услуги, которую собираетесь запустить, и принять верное решение.